Вивчаємо Традиції № 7-8-9.

Наш досвід навчив нас.

 

ТРАДИЦИЯ 7.

Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.

«Пускать шляпу» по кругу на собраниях – это наш способ нести ответственность за работу АА. Наши личные пожертвования обеспечивают финансовую поддержку группы, Офиса по обслуживанию и всей деятельности АА.

Пока мы пили, мы всегда надеялись на подачку – в той или иной форме…

Частью нашего личного выздоровления становится превращение в людей, способных нести ответственность. Наш опыт также показал, что АА как целому необходимо обеспечивать себя самому и оставаться независимым.

 

Нам действительно необходимо быть практичными. Группа навряд ли сможет регулярно проводить свои собрания на уличном перекрестке, а с пустой «шляпой» не заваришь чай. Как только мы начинаем активно работать в группе, мы узнаём, как много требуется расходов, чтобы ее собрания были эффективными.

Потом наши горизонты расширяются. Как насчет интергруппы или местного офиса АА, куда многие из нас обращались по телефону за помощью? Бесплатно телефонные компании не обслуживают. За пределами нашего региона мы видим, какую работу повсеместно проводит Офис по обслуживанию АА для всех групп. Деятельность АА должна основываться на самообеспечении на всех уровнях, и в каждом случае ответственность за это лежит на нас, отдельных членах Содружества, поскольку мы сами – и есть АА.

Возможно, что наши пожертвования больше звенят, чем шелестят – в особенности, когда мы еще только недавно в АА. Первые члены АА находились в том же положении, и им казалось, что АА больше нуждается в помощи извне, нежели чем в собственных скромных подношениях, поступавших в то время. Их планы были рассчитаны на широкомасштабную филантропию. (VI Традиция тогда еще не выработалась, и Билл У. вспоминал о проекте создания целой сети больниц). Однако наш старинный друг Джон Д. Рокфеллер-младший, сказал: «Боюсь, что деньги испортят всё это дело». В то время лишь немногие члены АА пришли к такому же заключению. И все же постепенно’ по мере того как опыт показывал, что члены АА способны и сами обеспечить достаточное финансирование соответствующих целей АА, это меньшинство превратилось в большинство.

Деньги могут привести и к иным проблемам, если кошелек группы становится слишком толстым и сумма в ней превышает разумный резерв. Из-за споров по поводу использования лишней наличности группы теряли единство и отклонялись от своей главной цели. Однако существует очень простое решение, которое укрепляет единство и приближает нас к цели: отдавайте лишние деньги на обслуживание и деятельность АА…

 

ТРАДИЦИЯ 8.

Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать сотрудников, обладающих определенной квалификацией.

Каким бы духовным ни было АА. в нем остается очень многое и от окружающего мира. Восьмая Традиция, как и Седьмая, сосредоточена на вульгарном слове из шести букв, не упоминаемом ни в той, ни в другой напрямую: «деньги». Многим из нас приходилось объяснять скептичным новичкам: «Нет, я не социальный работник. За разговоры с тобой мне не платят. Я это делаю потому, что так лучше всего сохранять мою собственную трезвость». Конечно же, это не означает, что идея стать профессионалами никогда не посещала умы членов АА. В свое время Билл У. и сам подумывал о том, чтобы стать наркологом и зарабатывать деньги с помощью своего опыта в оказании помощи алкоголикам. Однако вскоре, не без сильного влияния со стороны группового сознания, он понял, что ни в жизнь не смог бы прикрепить к своим дверям табличку: «Билл У. НАРКОЛОГ АА. 10$ в ЧАС». Еще самым первым членам АА стало ясно, что никогда ни одному из членов АА не следует просить или брать плату за «донесение наших идей один на один – от одного алкоголика другому алкоголику».

Но по мере роста Содружества и распространения его идей, заставлявших тысячи алкоголиков пускаться на поиски АА, вставали все новые проблемы. Первые интергруппы и местные офисы АА обычно состояли из добровольцев. Но сегодня большинство таких служб настолько загружены делами, что нуждаются и в постоянных оплачиваемых сотрудниках. Естественно, что для подобной работы члены АА подходят лучше, чем неалкоголики. Но нужно ли им платить за работу по Двенадцатому Шагу? Нет. В офисе они просто готовят площадку для этой работы. Договорившись о госпитализации больного алкоголика, подсказав трясущемуся новичку, где сегодня вечером проходит ближайшее собрание АА, они помогают предоставить этим людям возможность услышать о Программе «один на один – от одного алкоголика другому алкоголику».

Подобным образом происходило и развитие «штаб-квартиры» Содружества. Из крохотного офиса с одной секретаршей и основателем АА (Биллом У.) в качестве сотрудников она выросла в Офис по обслуживанию АА (GSO) с полностью оплачиваемым штатом и с огромным отделом по переписке, поддерживающим связь с АА по всему миру. Его сотрудники – как члены АА, так и неалкоголики – получают зарплату, сравнимую со ставками в коммерческих предприятиях, чтобы деятельность команды Офиса была соответствующей. Работники GSO находятся точно в таком же положении, что и наемные сотрудники интергрупп. Предположим, вы как-то приехали в Нью-Йорк и заглянули в GSO. Состоящие в штате члены АА, которые прервались с делами, чтобы побеседовать с вами, могут заниматься подготовкой ежегодной Конференции по обслуживанию АА или поддерживать переписку с группой в вашем же регионе, помогая ей доносить наши идеи более эффективно. За это они дважды в месяц получают зарплату. Но вы можете так же услышать, как они делятся с другими сотрудниками личными планами отвести новичка на собрание АА сегодняшним вечером или выступить на спикерском собрании в группе неподалеку на следующей неделе. Платой за это служит лишь сохранение их собственной трезвости.

На самом деле члены АА, занятые в Офисе, получают деньги за свои профессиональные и деловые качества. Работая в отделах GSO, в издательской службе над одобренными Конференцией книгами и буклетами или над журналом «Грейпвайн», эти члены АА используют как свои способности менеджеров, корреспондентов, писателей, редакторов, художников, корректоров, так и свое понимание АА изнутри. От случая к случаю, добровольцы тоже отдают свои время и таланты этим службам, и этот вклад принимается с глубокой благодарностью. Но что случится, если общество вдруг решит, что вся эта работа должна быть взвалена только на энтузиастов? Объем работы в современном АА слишком велик, чтобы выполнить его лишь в свое свободное время. И лишь богачи да пенсионеры могут себе позволить бесплатно трудиться в службах АА полный рабочий день. Даже если мы и найдем необходимых для наших задач квалифицированных работников среди этой ограниченной группы людей, ясно, что в этом случае поле деятельности будет сужено. И слишком часто – до нуля.

При использовании добровольцев возникает и проблема друг: выглядит проявлением неблагодарности, да и чисто по-человечески бывает неудобно критиковать или отказываться от работы, сделанной бесплатно. А вот с критикой оплачиваемой работы – совсем другое дело! Возьмем, к примеру, нашу литературу (хотя бы – данную брошюру). Какова бы ни была тематика, мы хотим быть уверены, что каждое издание как можно яснее выражает мнение группового сознания АА в целом. Поэтому каждый новый проект должен быть сначала одобрен Конференцией по обслуживанию АА. Если проект прошел, Литературный комитет при Совете по обслуживанию АА тщательно отслеживает ход процесса на каждой стадии. Зачастую требуются радикальные изменения. Затем «конечный продукт» должен быть одобрен как этим комитетом, так и Литературным комитетом Конференции, и нередко вносятся последующие изменения…

 

ТРАДИЦИЯ 9.

Содружеству АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.

Слова «давайте сохранять это простым» были последними, которые Билл У. услышал от своего друга и основателя АА незадолго до смерти Доктора Боба в 1950 году. Понимая, что слово «это» означало нашу ПРОГРАММУ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ, Билл позднее писал: «Нам необходимо четко отличать духовную простоту от простоты функциональной… Когда перед нами возникают вопросы о деятельности местных групп, регионов и АА в целом, обнаруживается, что для донесения наших идей мы должны в некоторой степени ОРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ, иначе нам грозит хаос. А хаос – это совсем не простота».

Когда Девятая Традиция говорит об «АА как таковом», она затрагивает самую суть опыта АА, его «духовную простоту»,, когда один алкоголик просит, возможно, что не в слух: «Помогите!», а другой алкоголик отвечает: «Я знаю, каково тебе сейчас. Мы здесь, чтобы тебе помочь». Такие взаимоотношения невозможно организовать. Или можно?

Не являющийся членом АА человек, знакомый с современным порядком ведения дел в бизнесе, после изучения практики наставничества в АА признал бы ее бессистемной. А что если ее организовать? Тогда член АА за столом в офисе интергруппы мог бы сказать: «Значит, вам нужна помощь? Во-первых вам необходим подходящий наставник. В нашем компьютере есть личные досье на всех наших наставников. Мы сможем подобрать самого подходящего для вас, если вы заполните вот эту анкету… Куда же вы уходите? Вернитесь!». Это и было бы попыткой организовать АА «как таковое». (Просьба, увольте нас от подобных идей!)

Однако мы обнаружили, что в «делах группы» некоторая организация нам все-таки необходима. Если каждый будет думать, что чай приготовит кто-то еще, то каков будет результат? Никакого чая! Чтобы исключить подобные накладки, один или несколько членов группы соглашаются быть ответственными за чаепитие на собрании. Все, кто участвуют в работе по обслуживанию АА, начиная с заварщиков чая и кончая членами Совета по обслуживанию АА, берут на себя ответственность, но НЕ руководят (здесь пересекаются Вторая и Девятая Традиции). Должностные лица группы АА несут ответственность перед ее членами; интергруппы – перед группами данной местности; соответствующие комитеты – перед группами АА при лечебных и исправительных учреждениях; региональные службы – перед группами АА своего региона; делегаты Конференций по обслуживанию и их комитеты – перед всеми группами АА в своих странах; G.S.O., Совет по обслуживанию АА (США/Канада) и его комитеты – перед всеми группами АА и их членами повсеместно. В обычной коммерческой корпорации совет директоров обладает правом окончательного решения в определении планов и политики компании. Наши же члены Совета служат в качестве попечителей – они голосуют на Конференции, но лично от себя, и имеют только по одному голосу. В бизнесе дочерние структуры вздрагивают при звуках голоса центрального офиса, а наш G.S.O. всего лишь собирает и хранит информацию об АА и предлагает РЕКОМЕНДАЦИИ, основанные на опыте групп.

Тем не менее, несмотря на столь малую степень организованности, АА каким-то чудесным образом работает! И этому есть только одно объяснение – Пятая Традиция, которая относится к каждому комитету или совету АА так же непосредственно, как и к каждой группе. Оставаясь верным этой «одной главной цели» во всех своих делах, Содружество сохраняет «духовную простоту». Отклонение от этой цели и втягивание АА в решение не касающихся его вопросов приводит к опасным осложнениям.