Вивчаємо Традиції № 4-5-6.

НАШ ДОСВІД НАВЧИВ НАС.

 

Традиція 4.

Кожна група має бути цілком автономною, за винятком справ,

які стосуються інших груп або АА в цілому.

Щодо своїх власних справ, кожна група АА не повинна бути відповідальною перед жодною іншою владою окрім своєї власної (групової) свідомості. Але, коли її плани також стосуються добробуту сусідніх груп, то з цими групами слід порадитися. І жодна група, регіональний комітет чи особа не повинні робити нічого, що могло б істотно вплинути на АА у цілому, не порадившись з довіреними особами Ради загального обслуговування. У таких справах спільний добробут має першорядне значення.

Сколько бы не путешествовал член АА, он обнаружит, что дух АА везде одинаков. Однако, наряду с этой внутренней общностью между группами, существует и великое множество различий. В каком-то месте путешественник может найти только алкоголиков, обсуждающих Шаги в гостиной чьей-то квартиры; в другом – 300 человек, слушающих выступления в помещении церкви. В каких-то местах начало выступления «Меня зовут Алекс, я – алкоголик» встретят уважительным молчанием, в других – все радостно воскликнут: «Привет, Алекс!», в третьих – он сможет назваться своим полным именем. Собрание может длиться и час, и 90 минут. В любом регионе, в любой части света, охваченной движением АА, каждая местная группа вольна работать согласно своим обычаям.

Как всегда, свобода несет с собой ответственность. Поскольку каждая группа является вполне самостоятельной, она и отвечает за то, чтобы избежать каких-либо действий, способных навредить АА. Подобные прецеденты были, а иначе эта Традиция не была бы нужна. «Все Традиции АА подразумевают, что мы признаем наличие грехов за нашим Содружеством, – писал Билл У. – Мы признаем, что у нас как у общества существуют дефекты характера, и они представляют для нас постоянную опасность».

Раздуваясь до неимоверных размеров, большое эго какой-то группы может подтолкнуть ее завладеть правом вести всю работу по информированию общественности в данной местности, не советуясь ни с одной из находящихся поблизости групп. Как только группа решит, что у нее есть ответы на все вопросы, эта группа идет вразнос. Дальше она может решить, что, скажем, XI Традиция давно устарела: «На дворе век конкуренции! Мы возьмем да и выйдем в свет и устроим для АА нормальную эффективную рекламу!» Для широкой общественности эта группа и ЯВЛЯЕТСЯ АА. Ее причуды отразятся не только на проигнорированных группах по соседству, но и на Содружестве в целом.

IV Традиция в чем-то похожа на IV Шаг. Она говорит, что группе АА следует проводить честную инвентаризацию и спрашивать себя о каждом планируемом самостоятельном действии: «А не нарушит ли это какую-то из Традиций?» Подобно отдельному члену группы, который выбрал для себя Шаги в качестве проводника на пути к счастливой трезвости, мудрая группа понимает, что Традиции являются не просто техническими ограничениями, а представляют собой испытанного проводника на пути к главной цели всех групп АА.

 

Традиція 5.

У кожної групи є лише одна головна мета –

нести своє послання до алкоголіка, який все ще страждає.

Кожна група Анонімних Алкоголіків повинна бути духовною одиницею, яка має лише одну головну мету, а саме – донесення свого послання до алкоголіка, який все ще страждає.

Каждый новичок начинает осознавать (а некоторым из нас это дается весьма непросто), что сохранение трезвости является нашим наиважнейшим делом. Стоит нам потерпеть неудачу в достижении этой цели, и мы не сможем преуспеть и во всем остальном. Пятая Традиция говорит нам, что группам не следует забывать об ИХ «одной главной цели».

Я отвечаю за это…

Если кто-либо где-либо будет просить о помощи,

я хочу, чтобы рука АА всегда туда протянулась.

И за это – отвечаю Я

Непродуманный энтузиазм зачастую уводит группу АА с основного пути. Например, одна такая группа предложила «расширенную программу АА», куда входила и помощь новичкам в трудоустройстве. Пятая Традиция не запрещает одному члену АА рассказать другому о хорошей вакансии. Но когда группа АА превращается в бюро по трудоустройству, новички могут запутаться в том, что является ИХ главной целью. Задача АА – помочь им обрести трезвость, и тогда они сами смогут найти себе работу.

Сохраняя благоразумие, член АА может одолжить немного денег на еду или ночлег, он даже может пригласить бездомного алкоголика временно пожить у себя, но вот группа АА в целом не является ни благотворительным фондом, ни отделом социальных пособий, ни жилищным фондом.

Даже если мы действуем самостоятельно как отдельные члены АА, нам не следует награждать себя почетными медицинскими званиями, ставить какие-то диагнозы, давать рецепты и непрофессионально анализировать психические заболевания других людей. И именно потому, что личные ошибки в этих вопросах являются столь обычными, группе АА во всех своих делах следует проявлять особую осторожность, чтобы не вторгаться в область медицины. Группа АА обладает квалификацией доносить на основе личного опыта своих членов лишь одно единственное – каким образом алкоголик может выздоравливать в АА. И только.

И все же порой группа считает, что она способна создать некий «информационный центр по ПРОБЛЕМАМ АЛКОГОЛИЗМА». Такое стремление понятно. А когда писалась эта Традиция, оно было еще сильнее, поскольку неосведомленность общественности о том, что алкоголизм – это болезнь, встречалась гораздо чаще, чем сейчас. С тех пор расплодилось множество других организаций, которые взяли на себя решение задач по донесению знаний об алкоголизме до широкой общественности. У АА такой цели нет, однако эти организации тоже стараются помочь действующим алкоголикам. Они наши друзья, а границы наших взаимоотношений с ними размечены Шестой Традицией…

 

Традиція 6.

Групі АА ніколи не слід підтримувати, фінансувати або надавати ім’я АА для використання жодній спорідненій організації або сторонній установі, щоб проблеми, пов’язані з грошима, власністю і престижем не відволікали нас від нашої головної мети.

Проблеми грошей, власності і влади можуть легко відвернути нас від нашої основної духовної мети. Отже, ми думаємо, що будь-яка чимала власність, яка дійсно потрібна АА, повинна бути окремо зареєстрованою і окремо керованою, таким чином відділяючи матеріальне від духовного. Група АА, як така, ніколи не повинна займатися бізнесом. Другорядні, допоміжні до АА засоби, такі, як клуби або лікарні, які потребують багато власності чи адміністрації, повинні бути зареєстровані і відокремлені, таким чином, щоб при потребі група могла їх легко позбутися. Одже, такі заклади не повинні носити ім’я АА. Управління ними повинно бути винятковою відповідальністю тих осіб, які фінансово їх підтримують. Для клубів, звичайно, бажані керівники з АА. Але лікарні та інші місця оздоровлення повинні бути далеко поза АА і очолюватися медиками. Оскільки група АА може співпрацювати будь з ким, така співпраця ніколи не повинна доходити до приналежності чи схвалення, фактичного або припустимого. Група АА ні з ким не може бути пов’язаною.

 

Мы столкнулись с тем, что цели, мотивы и амбиции бывают самыми разными… и что доброе имя АА может быть запятнано!

«Родственными организациями» могут быть и сторонние объединения, борющиеся с алкоголизмом, и мероприятия, затеваемые членами АА. Именно с последними приходилось сталкиваться молодому Содружеству чаще всего. В те дни сторонние организации были крайне немногочисленны, и некоторые члены АА считали, что им надо бы распространить свою деятельность на все, что касалось алкоголизма. Влекомая «суперактивным» членом АА (книга «Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций» описывает такого), одна из групп построила многофункциональный центр, включая отделение детоксикации. Представьте себе группу, взявшуюся за подобный проект! Споров о стоимости, архитектуре здания, счетах, медикаментах и правилах хватило бы на целую местную, газету. Остается лишь посочувствовать бедному новичку, который забрел бы на эту группу — «Мы найдем для тебя время, ты только немного погоди».

Несмотря на то, что этот амбициозный центр прогорел, некоторые члены АА как частные лица создали успешно работающие клубы, реабилитационные центры, «дома на полпути» и прочее. Такие предприятия управляются этими членами АА и курируются другими членами Содружества или заинтересованными лицами. Но там присутствуют деньги и собственность. Таким образом подтвердилась мудрость решения, что всякое управление такими учреждениями —- должно осуществляться совершенно отдельно от любой из групп АА, а из их названий, должны исключаться буквы «АА» или словосочетания типа «Двенадцать Шагов».

Наша политика в отношениях со сторонними организациями, занимающимися алкоголизмом основывается на принципе «сотрудничества, но не присоединения». Например, группа может сотрудничать с клиниками, и радушно принимать их пациентов, направленных на собрания АА. Или осуществлять наставническую деятельность по отношению к группам АА в закрытых учреждениях. Недопустимо, когда в одном из регионов деньги на реабилитационный центр собираются на собрании АА, что подразумевает присоединение, а в другом – АА попадает в список клиентов благотворительного фонда…

Члены АА, работающие в родственных организациях, «носят две шляпы». Однако Шестая Традиция предупреждает таких членов, чтобы они не носили их одновременно! На работе они могут быть консультантами по алкоголизму, но НЕ «консультантами АА». На собраниях АА – они просто члены Содружества, а не специалисты по алкоголизму.